Сергей Ёшев
Теория развития народов
Под влиянием теории Льва Гумилёва
В истории фигурируют разные народы. Причём одни народы исчезают, другие появляются, потом исчезают, появляются новые. Возникает вопрос: откуда берутся народы и куда они исчезают. А также, почему в жизни народов происходят те или иные события. В этом исследовании даются ответы на эти вопросы.
Это исследование предназначено для тех, кто хочет понять закономерности исторических событий.
Термины, используемые в исследовании:
Пассионарность - способность к целенаправленному сверхнапряжению.
Оккупация - подчинение города или государства со сменой в нём правящей элиты на правящую элиту из народа завоевателя.
Подчинение - подчинение города или государства без смены в нём правящей элиты.
Что такое народ? При изучении истории мы видим, что народы часто просто оказываются на определенных территориях, иногда они приходят из лесов, с гор или пустынь. Часто это бывают воинственные народы, которые оккупируют целые государства.
В Библии есть сведения о рождение некоторых народов. Так Яков, внук Авраама имел 12 сыновей. Он переселился с ними в Египет. У этих сыновей тоже было много детей. Так за несколько столетий родился довольно многочисленный народ, который вышел из Eгипта, оккупировал значительные территории на Ближнем Востоке и создал государство Израиль.
Сын Лота, спасшегося из Садома и Гоморры, Аммон поселился к востоку от Мертвого моря, от него произошёл народ аммонитяне.
Другой сын Лота Моав поселился неподалёку. От него произошёл народ моавитяне.
Есть сведения о рождении народов в русских летописях. Так, некий Вятко, пришедшей из западных земель, поселился в районе Верхней Оки, и от него произошло племя вятичи. Его брат Радим поселился на реке Соже. От него произошло племя радимичи.
Скифы считали своим прародителем Таргитая.
Многие народы считали, что они произошли от какого-то человека.
Очевидно, народ рождается так: от некого человека происходит род. Увеличивая свою численность, род делится на несколько родов, таким образом, образуется племя. Когда племя образует государство или вливается в другое государство, племя образует народ.
Каждый народ имеет стадию развития. Характер народа определяется стадией его развития.
На первой стадии развития народ проходит инкубационный период. Проживая где-нибудь в горах, лесах или пустынях, представители этого народа, подобно маленьким детям, не осознают себя личностью, не мыслят себя в отрыве от своего рода, беспрекословно подчиняются отцу или главе рода. Такой род легко подчинить, потому что войны из этих людей плохие, а в отрыве от своих вождей, они совершенно теряют способность к сопротивлению. На этой стадии очень высокая рождаемость.
Через определенный промежуток времени (200-250 лет) род становится более многочисленным, превращается в племя и переходит во вторую стадию развития. Появляются (рождаются) пассионарные люди, которые, подобно юношам, осознают себя личностью, способны к действиям в отрыве от рода, являются смелыми и воинственными. Цель этих людей: достижение победы, славы. Иногда они организуются в банды, грабят караваны, территории соседних государств, слабо укрепленные города, и уходят обратно в свои леса, горы или пустыни. Например: викинги, монгольские племена до Чингисхана.
Рождаемость во второй стадии остаётся высокой.
Вторая стадия развития народа соответствует фазе этногенеза подъём по Л. Гумилёву.
Постепенно пассионарных людей в племени становится всё больше. Когда эти люди становится подавляющим большинством и если появятся авторитетные вожди, племя становится грозной силой и может оккупировать целое государство.
Авторитетные вожди появляются тогда, когда племя начинает переходить в 3 стадию развития. Появляются люди, которые, являясь сильными личностями, не только способны к действиям, но и способны к организации и сплочению других людей для совместных действий. Эти люди, будучи сильными воинами, могут быть авторитетными вождями и военачальниками. При таком сочетании племя становиться непобедимым и может оккупировать целое государство.
Например: монголы Чингисхана, македонцы Александра, франки Хлодвига.
Соседние племена, находясь в одной стадии развития, могут объединяться под руководством авторитетных вождей.
Постепенно в народе людей 3 стадии развития становится все больше, эти люди могут быть хорошими организаторами и управляющими, авторитетными начальниками. Цель людей 3 стадии развития: процветание своей семьи, своего предприятия, своего бизнеса.
Люди 3 стадии не терпят над собой начальников (кроме отца, деда). Государства, где большинство людей 3 стадии, распадаются на множество фактически независимых, может быть формально подчиненных общему центру, городов или территорий, с демократической формой правления (народное собрание - вече). Демократия осуществляется собранием глав родов или семей. У народов 3 стадии развития большие роды обычно распадаются на множество семей, куда входит глава семьи, его взрослые дети и внуки, иногда племянники.
Рождаемость в 3 стадии продолжает оставаться высокой, семьи могут быть многочисленными. После смерти главы семьи, семья распадается на несколько, по числу сыновей. Сохранение первоначальной семьи возможно, если к этому есть необходимость, например, для противостояния с другими семьями.
Пассионарность людей 3 стадии очень высокая, но, в связи с тем, что государство в этот период обычно раздроблено (люди противятся подчинению кому-либо), организовать таких людей на какие-то завоевания очень трудно. Вся их пассионарность уходит на распри с соседними городами из-за спорных территорий. Города, где большинство людей 3 стадии развития, невозможно оккупировать, так как все мужчины в городе являются хорошими войнами, и будут защищать свой город. В этих городах может существовать формальный правитель, функции которого объединять семьи во время войны и улаживать споры между семьями. Реальная власть принадлежит вече: собранию представителей родов или семей.
Третья стадия развития народа соответствует фазе этногенеза акматическая (по Л. Гумилёву).
Далее народ переходит в 4 стадию развития. Появляются люди, которые думают не только о своих корыстных интересах, но и о судьбе страны, народа (патриоты), думают, как устроен мир, правильно ли мы живём (религиозные люди), люди с чувством долга, люди, для которых главное служение идее (фанатики идеи, идеологи).
Цель этих людей: достижение процветания всего народа, изменение мира в лучшую сторону. Эти люди ревнители морали и нравственности. Но у них снижаются организаторские качества, способность добиваться авторитета у окружающих.
Люди 4 стадии не очень хорошие воины, они не такие крутые, как люди 3 стадии, у них отсутствует воинский пыл. Но, они способны к самопожертвованию во имя идеи, религии, служению отечеству, что повышает их боевые качества.
Такие люди признают над собой правителя, если уверены, что он благо для государства.
Если таких людей становится большинство, то власть правителя становится более сильной.
Эти люди не поддерживают родовые, семейные связи: большие семьи, роды распадаются. В такой ситуации осуществлять демократию становится проблематично. Постепенно, власть царя становится священной, люди становятся патриотами царя и отечества.
Так как эти люди религиозны до фанатизма, возможны религиозные войны, войны за престол между претендентами, потому что эти люди поддерживают не сильного претендента, а того, кто, по их мнению, более достоин.
Рождаемость в этой стадии резко снижается.
Четвертая стадия развития соответствует фазе этногенеза «надлом» по Л. Гумилеву.
Далее народ переходит в 5 стадию развития.
Появляются люди, у которых снижаются качества, характерные для 4 стадии, а именно: долг, идейность, религиозность, патриотизм, мораль, нравственность.
Главной целью этих людей становится достижение комфортной жизни для себя и своих близких. Амбиции этих людей снижаются до эгоистичных: добиться успеха в каком-нибудь виде деятельности без особых жертв.
Эти люди, в отличие от людей 4 стадии, будут поддерживать не того царя, которого они считают достойным, а любого, который обеспечивает комфортную жизнь (возможно, даже чужого, но сильного).
Люди 5 стадии развития плохие войны, воевать они не хотят и не могут. Но они могут работать, чтобы обеспечить комфортную жизнь себе и своим близким.
Когда таких людей большинство, государство богатеет и процветает. Ранее раздробленные государства объединяются под властью сильного правителя, обычно опирающегося на остатки пассионарных людей 3 стадии развития и лично преданных ему людей 4 стадии развития. А когда таких людей не остаётся, правителям приходится прибегать к наёмной армии из соседних племен. Пассионарность людей 5 стадии снижается. Рождаемость низкая. Эта стадия развития народа соответствует фазе этногенеза «инерционная» по Л. Гумилёву.
Шестая стадия развития.
Появляются люди, для которых, такие понятия, как долг, патриотизм, ответственность, идейность, религиозность, мораль, нравственность, вообще, не имеют значения. Работоспособность людей снижается, люди не хотят работать, даже для достижения комфортной жизни. Цель этих людей: выпить, закусить, поразвлечься. Но, так как работать они не хотят, то им приходится для достижения этой цели идти на всякие аморальные поступки: мелкое воровство, мелкий грабёж, и т.д. Эти люди трусливы и не способны к решительным действиям, поэтому они воруют по мелочам и грабят только слабых людей, не способных за себя постоять.
Такие люди могут становиться «попрошайками».
В смутные времена, когда нет порядка, они могут организовываться в банды и грабить мирных жителей. Войны из них плохие (они разбегаются при сопротивлении).
Когда таких людей становятся много, государство испытывает трудности со сбором налогов, так как никто не работает. Начинаются восстания и беспорядки, которые всегда подавляются, ибо у этих людей нет цели.
Государство, лишенное налоговых поступлений и раздираемое беспорядками, не может содержать даже наёмную армию и, как правило, оккупируется другим народом. (Если оккупации не происходит ещё в 5 стадии развития народа).
Пассионарность людей 6 стадии развития низкая, рождаемость очень низкая.
Шестая стадия развития соответствует фазе этногенеза «обскурация» по Л. Гумилеву.
При оккупации большая часть населения уничтожается. Оставшаяся часть населения переходит в 7 стадию развития. Появляются люди, не способные ни на какое дело. Они могут заниматься только некоторыми видами деятельности, подобно охоте, рыбалке, собирательству (фрукты, орехи, бутылки), иногда работать на лёгких, непостоянных работах, исключительно, для прокормления себя. Цели у этих людей нет.
Если развития народа происходит в племени, а не в государстве, то племена 5-6 стадии развития изгоняются более сильными племенами и поселяются в непригодных для жительства местах (север, тропические джунгли). Переходя в 7 стадию развития, они могут жить в согласии с природой и постепенно вырождаются.
Седьмая стадия развития соответствует фазе этногенеза «гомеостаз» по Л. Гумилёву.
В государствах обычно сосуществуют несколько разных народов, находящихся на разных стадиях развития, составляющих этнос этого государство.
Существуют другие типы развития народов. О них будет рассказано в других исследованиях.
Исследование будет построено на изложении исторических событий и комментариях к ним с точки зрения «теории развития народов».
Все даты приведены по книгам «Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век»// А.Н. Бадак, И.Е. Войнович, Н.М. Волчёк- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999. и «Всемирная история: Век железа» // А.Н. Бадак, И.Е. Войнович, Н.М. Волчёк – М.: АСТ, Мн.: Харвес, 2001.
ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ
Шумеры.
В первой половине III тыс. до н. э. в южном Двуречье жил народ шумеры. Этот народ был раздроблен на несколько десятков городов-государств. Каждый город владел прилегающими сельскохозяйственными землями и небольшими поселениями. Земли обрабатывались родовыми общинами, а на период войны эти общины и составляли войско. Так как сельскохозяйственные земли разных городов соприкасались на границах, между городами происходили конфликты и войны. Несмотря на это, города процветали.
Всё это свидетельствует о том, что основная часть народа шумеры к 2500 г. до н.э. находилась в 3 стадии развития.
Но, вскоре ситуация начала меняться. Борьба между различными группировками в городах получает всё большее распространение. В это же время власть правителя и окружающий его знати усиливается. Правители захватывают власть над слабеющими общинами, отменяют древнее судопроизводство общин.
Очевидно, до этих времён в городах существовала некая форма демократии. Представители родовых общин определяли политику города и вели судопроизводство.
Изменяется структура войска. Если раньше войско формировалось из родовых общин, то со временем у правителей появляется наёмное войско, состоящее из людей лично преданных правителю. Власть правителя еще больше усиливается.
Происходит расслоение людей на богатых и бедных, знатных и простых. Иногда политика правителя не устраивает часть населения городов, что приводит к бунтам и переворотам.
Усиление власти правителя, разрушение родовых общин, а также перевороты, при которых одна часть населения поддерживает одного претендента на власть, а другая часть другого, свидетельствуют о том, что основная часть народа шумеры к 2400 г. до н.э. перешла в 4 стадию развития.
Около 2360 г. до н.э. правитель города Умма Лугальзаггиси подчинил своей власти большую часть шумерских городов и сделал своей столицей город Урук.
Это говорит о том, люди городов-государств перестали быть хорошими войнами, в связи с переходом основной части населения в 4 стадию развития, а части населения в 5 стадию и снижению патриотизма вследствие этого. Поэтому Лугальзаггиси, который опирался на остатки пассионарных людей 3 стадии и лично преданных ему людей 4 стадии, удалось подчинить города Шумера.
Аккадцы.
В это время около 2360 г. до н.э. к северу от Шумера жили семитские племена, которые заселили этот район в середине III в. до н.э.
Эти племена, очевидно, пришли из северных районов Аравийского полуострова, где прошли инкубациооный период. Ими был основан город Аккад, где царем стал Саргон, который, опираясь на войнов из этих племен, в 2360 г. до н.э. победил Лугальзаггиси и оккупировал весь Шумер.
Семитские племена, на которые опирался Саргон, находились тогда во 2-3 стадии развития, что позволило ему иметь очень сильных воинов.
Возникает вопрос: почему шумеры, находясь несколько столетий в состоянии раздробленности на несколько десятков городов – государств, не подвергались нашествию соседних племен. А, как только Лугальзаггиси объединил весь Шумер, он тут же был оккупирован аккадцами во главе с Саргоном?
Ответ на этот вопрос вытекает из теории развития народов. Когда народ находится в 3 стадии развития, люди этого народа крутые и смелые, прекрасные воины. Такие люди не терпят над собой власти, поэтому города, населенные такими людьми, невозможно оккупировать. Если бы какой-нибудь царь, подобно Саргону, попытался бы оккупировать Шумер за 200 лет до оккупации в 2360 г. до н.э., то ему очень трудно было бы оккупировать и один город, так как тогда население городов находилось в 3 стадии развития.
Но, при переходе населения в 4 стадию развития количество людей, способных быть воинами резко снижается, так как люди 4 стадии не очень хорошие воины. А при переходе части людей в 5 стадию развития еще снижается, так как люди 5 стадии развития плохие воины.
Поэтому города в это время опираются не на народные ополчения, а на наёмную армию правителя. Ополчение при этом может собираться в военное время, но сила его невелика, особенно, если большинство людей в 5 стадии развития. Поэтому правитель, имеющий большую, хорошо организованную наёмную армию, может подчинить себе все города. Что и сделал Лугальзаггиси. А Саргону, чтобы оккупировать весь Шумер, достаточно было победить армию Лугальзаггиси.
Саргону удалось победить потому что, его воины находились во 2-3 стадии развития, а большинство воинов Лугальзаггиси было в 4 стадии развития, так как людей 3 стадии развития в Шумере было уже мало.
После захвата Двуречья Саргон предпринял несколько успешных походов против соседних народов.
В последние годы правления Саргона в Шумере вспыхнули несколько восстаний, но были подавлены.
Очевидно, часть народа Шумера, находясь в 4 стадии развития, не смирилась с господством аккадцев, но, не имело пассионарности, чтобы противостоять воинам Аккада, которые находились во 2-3 стадии развития.
Расцвет Аккада наступил во время длительного царствования Нарамсина (2290-2254 г. до н.э).
В этот период аккадцы, очевидно, были правящей элитой Шумера и составляли армию. Происходила частичная ассимиляция с шумерами и проникновение аккадцев в сферы деятельности, требующих пассионарности (торговля, организация хозяйства).
Аккадское государство не разделилось на отдельные города-государства, из-за возможного противостояния с шумерами, которые были более многочисленны.
В 2200 г. до н.э. Двуречье оказалось под властью завоевателей: горных племен гутеев, которые при вторжении разгромили и разграбили богатые народы Шумера и Аккада.
Племена гутеев пришли с гор Загроса, где и прошли инкубационную стадию. К 2200 году большинство населения Двуречья шумеры находились уже в 5-6 стадии развития и не могли оказать сопротивление гутеям. А аккадцы, ставшие частью шумеро-аккадского этноса и занявшие ведущие позиции в государстве, находились в 3 стадии развития и сохранили пассионарность, но они не смогли организоваться из-за частых дворцовых смут, которые происходили тогда.
Гутеи стали частью правящей элиты, хотя в некоторых городах остались у власти старые аккадские династии, которые платили дань гутеям. В это время население Шумера уже перешло на аккадский язык.
Через 60 лет после подчинения Шумера в 2132 г. до н.э. гутеи были разбиты. Власть от гутейских правителей перешла к III династии Ура, основоположники которой Урнамму и его сын Шульчи считали себя царями Шумера и Аккада.
Очевидно, аккадцам всё-таки удалось организоваться и свергнуть власть гутеев, которые после этого, скорее всего, вошли в шумеро-аккадский этнос, возможно, остались частью правящей элиты.
В период правления III династии Ура власть царей усиливается. В этот период царь Шульги (2114-2066 г.г. до.н.э.) добился победы в горных районах Элама, на севере ему удалось подчинить Ашшур и некоторые другие города. Во второй половине своего правления Шульги наделил себя титулом «царь четырёх сторон света» и добился своего полного обожествления. Он имел полную власть над Шумером и Аккадом, в городах наследственные правители были заменены чиновниками.
Это говорит о том, что к концу правления Шульги большинство аккадцев перешли в 4 стадию развития, что обеспечило поддержку Шульги, так как люди 4 стадии развития могут фанатично поддерживать правителя, которого считают достойным. А шумерам, которые были уже в 5-6 стадии, вообще было всё равно.
Во второй половине XXI века до н.э. 2050-2024 г.г. до н.э. мощь государство III династии Ура начала снижаться быстрыми темпами. Происходило ослабление армии, начались восстания и смуты.
Ослабление армии происходило из-за того, что людей 3 стадии развития в народе аккадцы, к тому времени стало мало, а люди 4 стадии не очень хорошие воины. Большинство же населения Шумера находилось в 6 стадии развития и не могло работать и платить налоги, из-за чего налоги повышались, что приводило к восстаниям.
Амореи
В 2024 г. до н.э. Шумеро-аккадское государство пало под ударами племен амореев.
Народ Амореи прошёл инкубационную стадию в пустынях севера Аравийского полуострова. А когда большая часть народа перешла во 2 стадию развития и появились личность 3 стадии развития, началась экспансия в Двуречье.
После завоевания Двуречья каждый род получил город с прилегающими территориями. Со временем на территории Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, враждующих между собой.
С течением времени пришельцы ассимилировали местное население.
Амореи были во 2-3 стадии развития, что позволило им без особых усилий оккупировать Шумер и Аккад. Причем, в отличие от аккадцев и гутеев, амореи переселялись большими массами и стали не только правящей элитой, но и ассимилировали остатки местного населения (обычно при таких завоеваниях часть местного населения истребляется). Так как рождаемость у амореев была намного выше, чем у старого населения (так как во 2-3 стадии очень высокая рождаемость, а в 6 стадии - очень низкая), то амореи со временем окончательно вытеснили старое население (шумеров и аккадцев), которое постепенно выродилось.
В начале II века до н.э. народ Амореи был раздроблен на множество городов-государств. Каждый город владел прилегающими сельскохозяйственными землями и небольшими поселениями. Земли обрабатывались родовыми общинами, и на период войны эти общины составляли войско. Города воевали между собой из-за прилегающих территорий. С течением времени родовая демократия сменилась сильной властью правителей, которые опирались на лично преданное наёмное войско.
В развитии народа происходят характерные процессы: постепенно большие роды распадаются на семьи (маленькие роды), которые на вече определяют политику города, что характерно для народа 3 стадии развития.
С течением времени большие семьи распадаются, люди становятся сами по себе. Власть правителя усиливается, люди поддерживают правителя города и являются патриотами города и его правителя. В сельской местности с течением времени семейные общины сменяются соседскими общинами, что характерно для 4 стадии развития. Постепенно соседские общины сменяются частными хозяйствами, где хозяева земли используют труд постоянных работников, поденщиков или рабов. Что характерно для народа 5-6 стадии развития.
К 1792 г. до н.э. основная часть народа амореи находилась в 4-5 стадии развития, поэтому многие люди уже не могли быть хорошими воинами и защищать свои города. В то время между городами-государствами шли войны за гегемонию в Двуречье.
Вопрос о власти решался в войнах между наёмными армиями царей, так как сила родовых общин была небольшой из-за перехода большинства людей в 4-5 стадию и распада большинства родовых общин, больших семей. Одним из царей, борющихся за власть в Двуречье, был Хамурапи (1792-1750 г.г. до н.э.), царь небольшого города Вавилон.
На седьмой год царствования Хамурапи подчинил себе южные города Урук и Исин, далее он заключил союз с государством Мари.
Таким образом, Вавилон к 16 году правления Хамурапи превратился в одно из влиятельных городов-государств Двуречья. Постепенно под власть Вавилона попала вся территория Двуречья, включая царство Мари (недавнего союзника). Хамурапи подчинил себе также Ашшур и Элам и создал мощное централизованное государство (Старо-Вавилонское царство).
Что позволило Хакурапи завоевать всё Двуречье? То же, что и некогда Лучальзаггиси: относительная слабость городов из-за уменьшения численности пассионарного населения, т.е. переход населения из 3 стадии в 4-5 стадию развития. Очевидно, Хамурапи опирался на остатки пассионарного населения 3 стадии развития и лично преданных людей 4 стадии развития.
Во времена правления приемников Хамурапи положение Вавилонского царства ухудшается: сокращается численность войска. После Хамурапи Вавилонское царство существовало еще 150 лет, до 1600г. до н.э.
За это время в государстве совсем не осталось пассионарных людей 3 стадии, численность людей 4 стадии тоже уменьшилась. Основная часть населения переходит в 5-6 стадию развития. При таком положении государство не может себя защитить, т.к. люди 5,6 стадии - плохие воины.
Касситы.
К 1600 году до н.э. хетты образовали государство в Малой Азии, а касситы – союз племён к северу от Двуречья.
Хетты и касситы были родственными народами индоевропейской группы. В 1600 году до н.э. хетты и касситы вторглись в Вавилонию под предводительством Хетского царя Мурсилиса I, дошли до Вавилона, разрушили его, взяли богатые трофеи.
После этого хетты в большинстве ушли в своё государство, а касситы остались.
Территория Двуречья была разделена на отдельные районы, принадлежащие влиятельным родам касситов. Завоеватели составили не только военно-административную элиту, но и большими массами переселялись на территорию Двуречья и ассимилировали местное население. Несмотря на то, что существовали касситские цари, города являлись практически независимыми государствами. Касситы и старое аморейское население постепенно составили единый этнос.
Когда происходит такая ситуация, что более молодой и пассионарный народ переселяется и занимает территорию, на которой живёт старый менее пассионарный народ, каждый народ получает свои ниши в сферах деятельности. Молодой народ получает сферы деятельности, требующие пассионарности: военное дело, администрация, торговля и т.д.. Земельную собственность получают роды завоевателей, которая обрабатывается родовыми общинами народа завоевателя с привлечением наёмных работников, поденщиков, рабов, старого населения.
Старому населению достаются сферы деятельности, не требующие пассионарности или требующие высокой квалификации: сложные виды ремёсел, врачи, учителя, священники и т.д.
Постепенно новый народ размножается, т.к. молодые народы имеют высокую рождаемость и, переходя в более высокие стадии развития, вытесняют старый народ из всех сфер деятельности. Численность старого народа сокращается, так как старые народы имеют низкую рождаемость. Народ вырождается.
В XII в. до н.э. народом Вавилона, как и всего Двуречья, были касситы.
Вопрос, какой народа населял город Ашшур?
Известно, что древнее население Ашшура были аккадцы и язык был аккадский. Так как Ашшур был частью Двуречья, то он тоже подвергался нашествию амореев, далее, известно, что Ашшур входил в царство Хамурапи, возможно, он так же, как и другие города Двуречья, подвергался нашествию касситов.
Но есть сведения о том, что в середине II тыс. до н.э. государство Митанни, народом которого были хурриты, оккупирует Ашшур. Возможно, после этого народом Ашшура стали хурриты.
В XV-XIII веке до н.э. в Ашшуре существовали сильные родовые общины, а также родовая демократия (что характерно для 3 стадии развития народа). Власть принадлежала совету города.
Далее происходит борьба между советом города и правителем.
Правитель Ашшура Тукультинипурта I, пытаясь противостоять власти совета, перенёс столицу на противоположные берег Тигра, но был убит по приказу совета.
Из этого видно, что в XIII веке до н.э. часть населения Ашшура находилась в 3 стадии развития, а часть в 4 стадии развития.
Люди 3 стадии составляют большие семьи и поддерживают совет. Люди 4 стадии не составляют семей и могут поддерживать правителя, если считают его достойным. Люди 5 стадии поддерживают сильного правителя.
Но через 100-150 лет ситуация изменилась. Постепенно, родовые общины распались, власть царя, опиравшегося на наёмную армию, усиливалась, происходило имущественное расслоение.
Это говорило том, что население Ашшура переходило в 4-5 стадию развития.
В конце XIII в. до н.э. между городами государствами Двуречья начинаются войны за гегемонию. Элам, город и местность на востоке Двуречья, который некогда входил в государство Хамурапи, потом подвергся касситскому вторжению. Правящая династия Элама была касситского происхождения, народ, скорее всего, тоже. В 1226 г. до н.э. царь Элама Китен-Хутран захватывает и подвергает разграблению несколько городов в Двуречье. В городе Ниппур почти полностью истребляются жители. Далее цари Элама захватывают и Вавилон. Подчиненные города Двуречья облагаются данью.
В 1110 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор I (1124-1103 г.г. до н.э.) победил царя Элама в сражении на реке Эвлее, вблизи Суз, завоевал Элам и разграбил его богатства. Царю Вавилона удалось также подчинить большую часть городов Двуречья.
Начиная с конца XIII в. до н.э. происходит война между Вавилоном и Ашшуром, которая идёт с переменным успехом.
В конце XII века до н.э. царям Ашшура удалось установить гегемонию в Двуречье. Походы Тиглатпаласара I (1116-1090 г.г. до н.э.) значительно расширили территории, подчиненные Ашшуру. Был подчинён также и Вавилон. Империя Тиглатпаласара I включала в себя всю территорию Двуречья, а также часть территории Ближнего Востока.
Объединение Двуречья стало возможным по тем же причинам, что и в предыдущие эпохи Лугальзаггиси и Хамурапи. Население Двуречья, в этот период, в значительной мере перешло в 5 стадии развития, что позволило Навуходоносору I, а затем Тиглатпаласару I подчинить большинство городов, опираясь на наёмную армию из оставшихся людей 3 стадии и лично преданных ему людей 4 стадии развития.
Несмотря на объединение, Двуречье во главе с правителями Ашшура было слабым в военном отношении государством, так как большинство население было 5-6 стадии развития, соответственно, они были плохими воинами, людей 3 стадии развития уже не было, а людей 4 стадии развития осталось мало и воины из них не очень хорошие.
Арамеи
Около 1090 года до н.э. в последние годы правления Тиглатпаласара I произошло второе нашествие в Междуречье, в том числе и в Ашшур, племён арамеев, которые пришли из пустынь и степей Аравии.
Очевидно, их было очень много, потому что они полностью заселили всё Двуречье, включая Ашшур. Изменился язык. Языком Двуречья стал арамейский.
Со временем старое население и пришельцы составили один этнос, где более пассионарный народ Арамеи ассимилировал старое население. Естественно, правящей элитой стали арамеи. Ситуация развивалась, очевидно, по тому же сценарию, что и в предыдущие периоды. Территория была разделена между родами. Города и прилегающие территории заселились родовыми общинами арамеев. Старое население находило свои ниши в некоторых сферах деятельности.
Прошло 200 лет, за этот период развития народа арамеи шло своим чередом.
Те роды арамеев, которые поселились в городе Ашшур и его окрестностях, стали называться ассирийцы. Старое доарамейское население Ашшура, к тому времени, находилось в 6-7 стадии развития и не могло играть никакой роли в государстве.
В 883 г. до н.э. на престол Ассирии вступил Ашшурнасирпал II (883-859 г.г. до н.э.).
Во время нашествия в 1090 г. до н.э. арамеи находились 2-3 стадии развития. Так как после этого прошло всего 200 лет, то большинство населения Двуречья находилось в 4 стадии развития (возможно много людей было еще в 3 стадии развития). Поэтому, в то время население Двуречья было достаточно пассионарным. В этих условиях подчинить и, тем более, оккупировать города было очень трудно.
В этот период в Ассирии, как и в других городах Двуречья, еще не распались родовые и семейные общины, реальная власть в стране принадлежала им. Большая часть армии, на тот период, состояли из представителей родовых и семейных общин. Несмотря на это, ассирийскому царю Ашшурнасирпалу II удалось организовать огромную армию и начать завоевание городов Двуречья.
При завоеваниях применялись самые жестокие меры для запугивания покорённых народов. Однако всё это мало помогало, и восстания побеждённых и разорённых народов против ассирийского государства не прекращались. Ассирийское завоевание вызывало сильный отпор, и одни и те же местности восставали по нескольку раз. Далеко не всюду, где вспыхивали все новые и новые очаги сопротивления, могли поспевать основные ассирийские военные силы. Поэтому успехи ассирийских армий, при всем их организационном и техническом совершенстве, носили временный характер.
В этот период ассирийцам приходилось частично или полностью истреблять население побеждённых городов, чтобы исключить возможность восстания.
Всё это говорит о том, что население городов Двуречья, на тот период, находилось в 3-4 стадии развития и не могло быть покорено, поэтому часть населения приходилось истреблять. В результате этих действий часть городов формально признала господство ассирийского царя.
Приемники Ашшурнасирпала II продолжали его завоевательную политику, несмотря на сильное сопротивление городов Двуречья и Ближнего Востока. В дальнейшие годы произошло временное ослабление Ассирии. После 827 г. до н. э. Ассирия, потрясаемая народными восстаниями, утратила значительную часть завоеванных земель и находилась на краю гибели.
Очевидно, в этот период в Ассирии происходит борьба за реальную власть между родовыми, семейными общинами и царской властью. С течением времени, в связи с переходом населения из 3 стадии развитии в 4-5 стадию, родовые общины распадаются или утрачивают свое значение, царская власть усиливается.
Ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 г.г. до н.э.), очевидно, уже имел реальную власть в Ассирии и опирался не на родовые общины, а на наёмную армии, состоящую из остатков людей 3 стадии развития и лично преданных правителю людей 4 стадию развития. При нём начался новый этап завоевательной политики Ассирии. Вновь захватываются ранее утраченные, а так же новые территории. Причем население завоеванных районов выводилось почти полностью в организованном порядке вместе с имуществом в другие районы. На их место пригонялись переселенцы из другого захваченного ассирийцами района.
Это происходило потому, что население Двуречья и Ближнего Востока, находившееся большей частью в 4 стадии развития, были патриотами своих городов и могли поднимать восстания, а лишённые своих городов и земель, смирялись и подчинялись Ассирийскому владычеству.
Завоевательная политика продолжалась и при приемниках Тиглатпаласара III.
В этот период на юге Двуречья появляется племя халдеи, которое оккупирует часть городов юга Двуречья, а при царе Ассирии Саргоне II (722-705 г.г. до н.э.) оккупируют Вавилон.
В 721 г. до н.э. вождь халдеев Мардукалидину провозглашён царём Вавилона. Но в 710 г. до н.э. Саргон при поддержке жителей Вавилона вновь подчиняет себе город (Вавилон) и изгоняет халдеев.
При ассирийском царе Ассархадоне с халдеями был установлен мир, более того, часть халдеев признали формальную зависимость от Ассирийского царя и использовались в ассирийской армии.
Какова была цель ассирийских царей?
Ассирийцы не были народом-завоевателем, подобно амореям, касситам и др. Ассирийцы - это те же арамеи, которые жили в Ашшуре и его окрестностях. Ассирийские цари вели борьбу за гегемонию с другими городами, а после её установления хотели установить свою власть над всем регионом Двуречья и ближнего Востока, подобно Лугальзагиси и Хамурапи. Это им удалось в полной мере только в конце периода Ассирийского завоевания, когда большинство населения Двуречья, перешло в 5 стадию развития, так как люди 5 стадии плохие войны и признают сильных царей, которые обеспечат им мир и спокойствие. Но в этот период и население самой Ассирии тоже переходило в 5 стадию развития, поэтому у ассирийскиих царей возникли трудности с формированием армии. После установления гегемонии в регионе ассирийская армия пополнялась пассионарными людьми из всего региона Двуречья. Но, постепенно, в результате старения народа и переходе его в 5 стадию развития таких людей становилось всё меньше. Поэтому ассирийским царям приходилось использовать людей из молодых пассионарных племён: киммерийцев, скифов, мидийцев, халдеев. Части некоторых их этих племен становились частями ассирийской армии. Любое из этих племен в VII веке до н.э. было сильнее ассирийцев. Но ассирийские цари проводили грамотную политику, имея наёмную армию из частей этих племён, а, также используя одни племена против других, сохраняли гегемонию в регионе. Народ Двуречья и Ассирии к этому времени перешёл в 5 стадию развития и потерял пассионарность.
Халдеи. Мидийцы. Скифы. Киммерийцы. Персы.
В 679 г. до н.э. на территорию Ассирийского царства вторглись племена киммерийцев и скифов. Ассирийцы не имели сил прогнать киммерийцев и скифов, а те не могли брать города за неимением осадной техники. Поэтому эти племена поселились или кочевали на севере Ассирийского государства, грабя и разоряя слабо укрепленные населённые пункты. Позже части этих племен перешли на службу к ассирийским царям.
Во время правления Ашшурбанапала (669-633 г.г до н.э.) формально положение Ассирийского государства было достаточно прочным. Но фактически народ Ассирии потерял пассионарность из-за перехода его в 5 стадию развития, и ассирийским царем приходилось рассчитывать на наёмную армию, составленную частично из людей разных племен, и на поддержку одних племен против других.
В 626 г. до н.э. власть в Вавилоне захватил Набопаласар, вождь халдеев, который до этого находился на ассирийской службе в качестве полководца. К этому времени халдеи уже заселили города южного Двуречья, в том числе Вавилон, активно ассимилировали местное население и, используя свою пассионарность, занимали ведущие позиции в городах.
В это же время вождю мидийцев Киаксару удалось объединить ранее раздробленные племена мидийцев, а также привлечь часть племён скифов, которые до этого служили ассирийским царям и использовались против мидийцев. Образовалась мощная коалиция против Ассирии: мидийцы и скифы во главе с Кеаксаром и халдеи во главе Набопаласаром.
Около 615 г. до н.э. началось решительное наступление на Ассирию.
В 614г до н.э. мидийцы взяли бывшую столицу Ассирии Ашшур. В это время на престоле Ассирии находился сын Ашшурбанапала Сарак.
В 612 году до н.э. мидийцы и халдеи взяли столицу Ассирии Ниневию и разрушили её. Остатки Ассирийской армии во главе с Ашшурбаллитом, братом Ашшурбанапала, который объявил себя царём Ассирии, отступили к городу Керкамешу на Евфрате. У него оказался неожиданный союзник египетский фараон Нехао.
В 605 году до н.э. в битве при Керкамене вавилонский царевич Навуходоносор, сын Набопаласара, при поддержке мидийцев разгромил объединённое египетско-ассирийское войско, после этого сопротивление ассирийцев прекратилось.
После разгрома Ассирии северную часть Двуречья оккупируют мидийцы и объединившиеся с ними скифы, они становятся правящей элитой и, использую свою пассионарность, занимают ведущее положение в государстве. Мидия, южная часть Двуречья, на тот момент уже была оккупирована народом халдеи, которые заняли там ведущее положение.
Царство Мидия не распадается на множество городов-государств, так как мидийцы не были столь многочисленным народом, чтобы полностью ассимилировать старое арамейское население, поэтому они оставались единым народом и подчинялись царям Мидии, из-за возможного противостояния со старым народом, который некоторое время оставался более многочисленным, чем мидийцы. Такая же ситуация была и в южном Двуречье, где существовало Халдейское царство.
Во время разгрома Ассирии на землях к востоку от Двуречья жили племена персов. Они не участвовали в войнах с Ассирией, потому что на тот момент находились в 1 инкубационной стадии. Но, уже к 558 г до н.э. персы перешли во 2 стадию развития и стали сильными и воинственным народом.
Персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из рода Ахеменидов, основателем рода был Ахемен.
В 558 г. до н.э. Кир стал царём персидских племен.
В 553 г. до н.э. Кир при поддержке мидийской знати, недовольной мидийским царём Астиагом, поднимает восстание против мидийского царя, побеждает его, и становится царем Мидии. Мидийцы поддерживают Кира, так как он был внуком и наследником Астиага.
Персы заимствуют мидийскую культуру, а так же систему государственного управления. Мидийская знать осталась у власти. Мидийцы и персы были родственными народами, говорившими на одном языке индоевропейской группы, что облегчало их объединение в один этнос.
Мидийцы во время объединения находились в 3 стадии развития и сохранили пассионарность, поэтому подчинить их в то время было невозможно. Кир мог стать царём мидийцев только при поддержке самих мидийцев. После объединения персы, как более молодой народ, занимают посты в армии, а мидийцы остаются в государственном управлении, в то время как большая часть населения были потомками арамеев, хотя естественно происходила ассимиляция и проникновение мидийцев и персов в сферы деятельности, требующие пассионарности.
После захвата власти в Мидии Кир завоевывает Парфию и другие восточные области. В 546 г. до н.э. Кир разгромил лидийское царство и присоединил его к своей империи, далее были захвачены греческие города в Малой Азии.
Осенью 539 г. до н.э. персами была захвачена Вавилония (Халдейское царство). Кир придал своей власти характер личной унии с вавилонянами, формально сохранив Вавилонское царство, и ничего не изменил в социальной структуре страны. После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. Кир объявил себя царем четырех сторон света.
Во время завоевания Вавилонии правящей элитой и частью населения Вавилонии был народ халдеи. Они, как и мидийцы, на тот момент находились в 3 стадии развития, а значит, были пассионарными. Но, у них не оказалось царя, который мог бы сплотить и организовать противостояние персам. На тот моменту них было 2 царя Набонид и его сын Валтасар, которые враждовали между собой. Поэтому халдейская знать признала Кира своим царём и осталась у власти.
Далее Кир осуществил вторжение в земли Массагетских племен. Произошла битва между персами и массагетами. Сражение выиграли массагеты, Кир был убит в сражении.
В то время массагеты, как и персы, находились во 2 стадии развития, поэтому их трубно было победить.
Сын Кира Камбиз продолжал завоевание: через несколько лет после смерти отца Хорезм и Бактрия числились в составе Персидской державы.
В 525 г. до н.э. Камбиз завоевал Египет.
Ахеменидские цари достигли больших успехов в организации управления завоёванными странами, широко использовав традицинные для этих стран формы государственного управления и делопроизводства. Ахемениды придали своим завоеванием характер личной унии с народами этих стран, создавали нормальные условия для развития экономики и торговли, сохраняли внутреннее политическое устройство, представляли покоренным народом местное самоуправление.
Такая политика была необходима, потому что империю ахеменидов населяли пассионарные народы 2-3 стадии развития: персы, халдеи, мидийцы. Удерживать их в подчинении силой, устанавливая неограниченную власть, было невозможно.
Мы видим, что история Двуречья развивалась циклично. Цикл имеет несколько этапов: 1. экспансия, завоевание территорий; 2. разделение территорий между родами завоевателей; 3. жизнь народа в состоянии раздробленности; 4. борьба городов за гегемонию; 5. объединение народа под властью сильного правителя; 6. оккупация государства, жизнь народа в подчинённом положении в условиях оккупации; 7. постепенное вырождение народа. Эти этапы обусловлены прохождением народов стадий развития.